Цикл вебинаров «Драма и театр: А. Н. Островский»

Цикл вебинаров
Уважаемые коллеги! Центр «Альфа-Диалог» приглашает вас принять участие в цикле вебинаров «Драма и театр:
А. Н. Островский» (начало цикла — 17 июля).
 
Цикл вебинаров «Драма и театр: А. Н. Островский» посвящен многолетней истории разноаспектного культурного диалога между драматургией А. Н. Островского и театром. Рассмотрение классических произведений под этим углом зрения откроет возможность по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известное.

Ведущая: Михновец Надежда Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена. Историк литературы, специалист по творчеству Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, А. П. Чехова; автор более 130 научных работ, в том числе в энциклопедических изданиях.

Цикл состоит из 5 вебинаров:

1. А. Н. Островский и театр (в записи).

Был ли Островский «рейтинговым» драматургом во второй половине XIX столетия? Какие герои и спектакли стали его визитной карточкой? Каким был путь пьес Островского на сцену? Как петербургский театр и его «премьеры» относились к московскому автору, рисующему простонародную, купеческую жизнь? Какое место занимал режиссер в театре XIX в., как решались вопросы сценографии? Эти и многие другие вопросы будут в центре внимания на вебинаре. Из ответов на них у вас сложится картина театральной жизни 1850–1880-х гг. и понимание, каково значение многоаспектной деятельности А. Н. Островского для русского театра.

2. Медленное чтение драмы «Гроза» А. Н. Островского: преодоление стереотипов (в записи).

Не возникала ли у внимательного читателя мысль об устоявшейся в ХХ — начале ХХI вв. привычке воспринимать шедевр А. Н. Островского исключительно в призме критических высказываний Н. А. Добролюбова? Не задавался ли он вопросом, насколько «по-добролюбовски» прочитанная «Гроза» отвечает замыслу и позиции самого драматурга? Не менее интересен вопрос, устарело ли это произведение Островского, не слишком ли архаично оно для сегодняшнего дня? «Безусловно, нет», — именно такая позиция будет заявлена Надеждой Геннадьевной Михновец. Пришло время открыть для себя это произведение заново. Бросалась ли вам, современным читателям «Грозы», значимость иконописи для пьесы? Не задумывали ли вы над тем, движется или стоит время в Калинове? Кто является героями-философами патриархального мира? И вопросы, неизбежно встающие перед современным внимательным читателем, можно продолжать и продолжать — таково произведение А. Н. Островского, в котором были поставлены проблемы и сформулированы парадоксы, не утрачивающие до сегодняшнего дня свою актуальность, в котором прозвучали новые темы и появились новые образы, обусловленные крупным культурным сдвигом в истории России. На вебинаре мы разберемся, из чего складывается картина мира в «Грозе», как соотносятся общее и отдельное (личностное), старое и новое, Закон — и Благодать. Охарактеризуем, сравнив 4-е и 5-е действия, структуру конфликта драмы «Гроза» в целом.

3. Театральная история «Грозы» (в записи).

Чем отличались московская и петербургская премьеры «Грозы»? Какой из премьерных спектаклей стал театральной легендой и почему? Какое место в рейтингах XIX столетия занимала «Гроза»? Н. Г. Михновец обращается к отдельным страницам истории театральных постановок «Грозы» А. Н. Островского, воссоздавая динамику взаимодействия театра и литературы, стремясь осветить различные грани их диалога. На семинаре вы узнаете, что А. Н. Островский написал две «Грозы»: драму (1859) и либретто оперы (1867). Разберетесь, почему драматург, сохранив в либретто основную событийную канву исходной драмы, перенес время действия в начало XVII века, согласился ли он с её добролюбовской трактовкой — и что противопоставил ей. Остановитесь на отдельных моментах театральной жизни «Грозы» в ХХ столетии (опера Леоша Яначека «Катя Кабанова» в Михайловском театре; спектакль «Гроза» режиссера Андрея Могучего в БДТ, Санкт-Петербург).

4. «Снегурочка» А. Н. Островского: путь России и проблема выбора (в записи).

Чем объяснить нарастающий в русской литературе интерес к народной жизни в начале 1870-х годов? Что стало предметом изучения для автора «Снегурочки» как реставратора древнего народного миросозерцания? На вебинаре мы проследим за процессом поиска драматургом надэпохальных сущностей, универсалий человеческого бытия, очертим круг поставленных им проблем: непротиворечивого соединения общего и отдельного (личностного), соотношения языческой и христианской систем ценностей. Ответим на вопросы, созвучна ли «Снегурочка» А. Н. Островского духовной атмосфере ХХ века, в какой историко-культурный контекст она вписывается.

5. «Бесприданница» А. Н. Островского: мир ценностей (новое и непреложное) (в записи).

Что произошло с патриархальными купцами Островского в эпоху капитализма? С каких пор в истории России деньги стали восприниматься как ценность? Как преобразился подпольный герой Ф. М. Достоевского в «Бесприданнице»? Какая сцена является центральной в пьесе «Бесприданница»? Что открывается современному читателю при внимательном сравнении финалов «Грозы», «Снегурочки» и «Бесприданницы»? Можно ли однозначно охарактеризовать Ларису Огудалову как невесту без национального приданного? Какие системы ценностей актуальны в пьесе и как они соотносятся? На вебинаре мы проследим особенности мотивно-тематической системы пьесы, остановимся на темах: денег, золота, расчета и выгоды; смеха, шутовства и развлечения; личности и таланта; жертвы. Подумаем над особенностями театральной истории «Бесприданницы», попытаемся выявить сложности, встающие перед театром.

Указанное время — московское.

Ниже вы можете выбрать заинтересовавшие вас вебинары как по отдельности (350 руб. за вебинар), так и весь цикл (5 вебинаров — 1400 руб.).

Сертификат участника предоставляется при оплате полного цикла вебинаров.

Всем участникам высылается видеозапись вебинара.

Вебинары будут проходить на платформе Zoom.

 

Цикл вебинаров
Даты проведения: 
Цикл вебинаров

Оставить отзыв

Максимальный размер файла: 32 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 1500x1500 пикселей.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки