В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народного творчества, на лирику оказывают влияние фольклорные жанры благословения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якутских героев войны снайпера Д.А. Гуляева, Героя Советского Союза Ф. Попова, эвена снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С.Р. Кулачикова-Элляя, К. Урастырова, М. Кузьмина-Хара, М. Тимофеева-Терешкина, Т. Сметанина, С. Васильева и др. пользовались огромной популярностью. Значительными достижениями прозы стали романы Э. Эристина (С.С. Яковлев) «Молодежь Марыкчана» (1942), А. Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1-й вариант). Теме войны посвящены очерки А. Аччыгыйа, С. Омоллона, рассказы С. Данилова, Н.Г. Золотарева (Н. Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детективный жанр (Дм. Таас «Золотой гроб»,1941-42).Заметным явлением в драматургии военного времени стали пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» (1943) С. Омоллоона, посвященные труду работников тыла.
После войны якутская поэзия обогатилась новыми поэтическими сборниками С. Данилова, К. Урастырова, С.Р. Кулачикова-Элляя, С. Васильева, И. Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывших солдат. Появились повести Н. Якутского «Золотой ручей», С. Данилова «Твои друзья», Т. Сметанина «Егор Чэрин», Н. Мординова «Друзья», Н. Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народного хозяйства, возвращения к мирной жизни затронута в произведениях А. Абагинского, Л. Попова, Б. Хабырыыса, П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова и др. Заметен интерес к сатирической поэзии, детской литературе. Появились первые переводы произведений якутских писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т. Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951), не сходящая со сцены до наших дней. Для этого этапа характерно отрицание литературного наследия классиков якутской литературы, особенно репрессированных П. Ойунского, И. Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издаваться собрания сочинений А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а после реабилитации П. Ойунского в 1955 выпущено 7 томов его произведений.
1960-е гг. стали этапом открытия якутской литературы для общесоюзного читателя. Под руководством С. Данилова проводится активная переводческая деятельность с якутского на языки народов СССР, и произведений писателей других народов страны на якутский язык. Появляются романы в стихах С. Васильева «Младший сын» (1961), И. Гоголева «Солнечная гора» (1962), Р. Багатайского «Сыновья и невестки» (1964); повести в стихах К. Урастырова, М. Тимофеева посвящены теме недалекого исторического прошлого: 1930-м, 1940—50-м гг. Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И. Гоголев, Н. Герасимов-Айталын, М. Ефимов, В. Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С. Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Главные достижения в прозе 1960-х гг. связаны с именами Н. Якутского, С. Данилова, И. Гоголева, А. Сыромятниковой, В. Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется историческое прошлое. Особенно заметно обогащение жанра рассказа, создаются миниатюрные юмористические произведения (Н. Габышев). Якутская литература художественно отразила перемены во всех сферах общественной жизни: в сельском хозяйстве («На водоразделе рек» В. Яковлева, «Белый поток» якутского прозаика Н. Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С. Данилова).