ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Используя данный сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для Вас
Хорошо
 

Открытая методика – 2019:

Учитель-словесник в эпоху цифровизации образования



IV Международная научно-практическая конференция
19 октября 2019 г., Санкт-Петербург
Организаторы конференции
О конференции
18–19 октября 2019 года проходила IV Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Открытая методика — 2019: учитель-словесник в эпоху цифровизации образования».
Ключевые направления конференции посвящены таким темам, как цифровые технологии в школьном литературном образовании, читательский портрет современного учителя-словесника, развитие мотивации студентов к педагогической деятельности в области филологии, методическая преемственность поколений учителей-словесников.
Итоги конференции
На конференцию прибыли участники из разных городов и регионов России: Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Московской области, Владимирской области, Красноярска, Хабаровского края, Владимирской области, Пермского края, Мурманска, Липецкой области, Северодвинска, Можайска, Волгограда, Челябинска, Иваново, Кирова, Якутии, а также из соседней нам Эстонии.

Конференция началась с минуты молчания в память о замечательных ученых-учителях, которые ушли из жизни в этом году: Сакмаре Георгиевне Ильенко (1923-2019), Терезе Георгиевне Браже (1931-2019), Алевтине Сергеевне Роботовой (1938-2019), Тамаре Федоровне Курдюмовой (1920-2019). «Уходящая раса, Спасибо тебе» (М.И. Цветаева).

На работах и жизненном примере этих удивительных людей было воспитано не одно поколение ученых-методистов.

Приветственное слово в адрес участников конференции произнесла декан филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, заведующая кафедрой образовательных технологий в филологии Наталья Леонидовна Шубина: «Цифровое образование — это попытка посмотреть в будущее. Оценить его результат можно будет только лет через двадцать. Поэтому перед нами стоит сложнейшая задача — представить, какие результаты мы получим. Мы всё время говорим о том результате, который получаем сегодня. А дальше? Я согласна, что всегда надо учить учиться, но надо также учить жить».
Первая часть пленарного заседания
Первая часть пленарного заседания была посвящена деятельности читателя в эпоху цифровых технологий.

Модератор конференции, профессор кафедры образовательных технологий в филологии Герценовского университета Елена Робертовна Ядровская во вступительном докладе «Деятельность читателя в эпоху цифровизации» отметила: «Сегодня очень популярным становится термин “читательская грамотность”. При этом нередко смешиваются стратегии чтения информационных и художественных текстов. Это находит отражение и в таких международных диагностиках как PISA и PIRLS. При этом нарастает тенденция «незнания методики», что рождает большое количество «псевдоинноваций». «Доминанта на Другого» ( А.А. Ухтомский) является ключевым концептом школьного литературного образования, а механизмом воспитания читателя – система развития интерпретационной деятельности, которая в эпоху цифровых технологий, с одной стороны – обогащается новыми творческими продуктами, с другой – слабо реализуется в современной школе».

Профессор кафедры образовательных технологий в филологии Наталья Львовна Мишатина и студентка 2 курса магистратуры филологического факультета Герценовского университета Анна Юрьевна Петрова представили доклад «Учебный концептуарий как опыт энциклопедического представления феноменов культуры в эпоху цифровизации», в котором рассказали об идее нового энциклопедизма в цифровую эпоху. Профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена Елена Константиновна Маранцман в выступлении «Психологические особенности образного мышления детей цифровой эпохи» осветила тему метафорического мышления детей и чувства стиля в детском творчестве.

Опыт западной методики в области изучения художественного текста был представлен в докаде профессора МПГУ Елены Валентиновны Гетманской. Также в ходе пленарного заседания прозвучали доклады, затрагивающие вопросы использования на уроках литературы подходов продуктивного чтения (Магистр педагогики А. М. Пуляевская) и другие.
Размышлению о проблеме воспитания «самостоянья человека», проблемам духовного развития современного поколения было посвящено выступление проф. Валерия Анатольевича Доманского (Санкт-Петербург).
Вторая часть пленарного заседания
Вторая часть пленарного заседания была посвящена развитию мотивации у студентов к профессии учителя-словесника. Модератором выступила доктор педагогических наук профессор Елена Олеговна Галицких (г. Вятка). Проф. Галицких представила блестящий мастер-класс «Имидж современного учителя в литературе и жизни». Тема подготовки будущих учителей была продолжена в докладе профессора Нины Павловны Терентьевой (г. Челябинск), которая актуализировала мысль о том, что сегодня необходим учитель – мотиватор.

Читательскому портрету современного учителя были посвящены выступления Доц. А.И. Дунева и коллеги из Эстонии Быстровой Натальи Сергеевны.

Методическое наследие замечательного ученого Н.А. Пленкина в контексте современной образовательной ситуации было освещено в докладе проф. Ирины Алексеевны Сотовой.

В дискуссии активно участие приняли проф. М.П. Воюшина, проф. Л.И. Коновалова, доц. Т.Н.Сокольницкая и др.

Участники отметили большую значимость конференции «Открытая методика» для их профессионального и личностного развития, особый дух творчества, свободы и уважения к Учителю, который присущ этой конференции, сохраняющей лучшие традиции петербургской методической школы и Герценовского университета.
Мероприятия второго дня
Мероприятия второго дня конференции по традиции прошли на базе филологического факультета Герценовского университета. Работа трех секций была посвящена актуальным проблемам и вопросам современного филологического образования. На секции «Цифровые технологии в школьном филологическом образовании» (модератор — доцент кафедры филологического образования Ирина Анатольевна Шерстобитова) обсуждались возможности применения ЭОР и ресурсов сети в литературном образовании. Секция «Взаимодействие школы и вуза: опыт регионов России» (модератор — доцент кафедры образовательных технологий в филологии Наталья Анатольевна Бочарова), объединившая преподавателей, методистов и учителей, стала пространством эффективного профессионального диалога об обновлении путей и способов успешного вхождения в профессию для ориентированных школьников и студентов-филологов. На секции «Подготовка учителя русского языка и литературы: от методики — к практике» (модератор — доцент кафедры образовательных технологий в филологии Сергей Николаевич Михайлов) выступающие представили доклады, касающиеся новых способов работы с текстом и подходов к изучению языка и литературы.

По завершении работы конференции все участники отметили ценность и важность мероприятия для их профессионального роста и дальнейшего развития педагогических методик.
Организаторы конференции выражают всем участникам признательность и благодарность за участие в работе конференции.

Оригинал новости (Педагогические вести РГПУ им. А. И. Герцена):