ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Используя данный сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для Вас
Хорошо

Литературная Эвенкия: знакомимся, читаем, изучаем...

1

Районы - соседи

       Мы, участники Всероссийского конкурса «Дайджест литературы народов России» Горбаченко Андрей и Степанов Иван, ученики 11 класса, живём в старинном сибирском селе Богучаны, что находится в Красноярском крае. Наше село является административным центром большого Богучанского района, который на севере граничит с Эвенкийским районом. Два северных района края, две национальности - рядом!
       В Богучанском районе живут некоторые эвенкийские семьи. А жители нашего района ездят в Эвенкию на охоту и рыбалку.
2
Что мы знаем об эвенкийской литературе?
       Задавая себе этот вопрос, поняли, что мы, представители молодого поколения, к сожалению, ничего не знаем об эвенкийской литературе. Поэтому, когда для участия в конкурсе вопрос встал о выборе национальной литературы, мы, не сомневаясь, выбрали литературу эвенкийского народа - нашего территориального соседа.
А чтобы убедиться, что не только мы, участники конкурса, не знакомы с эвенкийской литературой, мы провели опрос среди своих одноклассников. Оказалось, что из 18 респондентов никто не мог назвать ни одного имени писателя или поэта Эвенкии.
       И тогда мы решили и сами узнать о возникновении и развитии эвенкийской национальной литературы, её характерных особенностях, и одноклассников с этим познакомить.
3
Изучаем историю возникновения и развития эвенкийской национальной литературы
Мы изучали эвенкийскую литературу по трудам доктора филологических наук Хазанкович Юлии Геннадьевны, кандидатов филологических наук Ивановой Эльвиры Васильевны и Непомнящих Натальи Алексеевны, по главе «Эвенкийская литература» из книги Ефима Соломоновича Роговера «Литература народов Севера», изданной в 2008 году, а также по другим источникам Интернета.
       Разные источники по-разному предоставляют информацию о самых первых писателях Эвенкии, но большое количество сайтов утверждает, что первым литературным деятелем среди эвенков принято считать Гамалиила Степановича Гантимурова. В Википедии мы прочитали следующее: «Первым писателем среди эвенков признаётся Гамалиил Гантимуров (1850-1921), хотя он создавал свои произведения на русском языке и его этническое происхождение из эвенков спорно». Как пишет Юлия Хазанкович [3], зарождение эвенкийской литературы произошло в стенах Ленинградского института народов Севера. Именно там в 30-е годы прошлого века в рукописных журналах дебютировали молодые эвенкийские авторы: поэты Василий Пежемский, Иван Кириллов, Суптынча Пикунов, прозаики Никита Сахаров, Ксения Воронина-Салаткина и другие. А рассказ Наумова «Как я сохатого убил» (1933 г.) принято считать первой художественной книгой на эвенкийском языке. Как видим, литературная Эвенкия сравнительно молодая: ей нет ещё даже ста лет!
       Следуя диссертации Ивановой Эльвиры Васильевны [1], мы можем назвать этапы развития эвенкийской национальной литературы:
1 этап - 30-40-е годы ХХ века - становление эвенкийской литературы
А.Салаткин , Н.Сахаров, С.Пикунов, А.Платонов, И.Кириллов и др. заложили основы родной литературы.
«…мотив счастья предопределял в художественном слове эвенков не только верность родной культуре, но и выход за пределы традиционного бытия этноса, к новым идеалам, вносящим коррективы в мироощущение персонажей эвенкийской литературы». [1]
2 этап - 60-е-начало 80-х годов ХХ века - художественное самоопределение эвенкийской литературы
Творчество Николая Оёгира, Алитета Немтушкина, Петра Савина, Ивана Удыгира и др.
«…мотив утраты , заявивший о себе в 60-е годы. Герою одинаково дороги два мира: традиционное бытие и индустриальная цивилизация. При этом перед ним встает проблема выбора, какому из них отдать предпочтение. Эта ситуация была обусловлена не только исторической судьбой народа в прошлом столетии, но и субъективным началом. Цивилизация также стала неотъемлемой частью жизни героев эвенкийских авторов, что породило внутренний конфликт. Проблема соприкосновения традиционной и цивилизационной культур получила неоднозначное переосмысление в творчестве эвенкийских авторов». [1]
3 этап - середина 80-х годов ХХ века и по настоящее время - отношение эвенкийских авторов к цивилизации и к традиционной культуре
Г.Кэптукэ, Н.Оёгир, А.Немтушкин, Н.Капитан, А.Латкин и др.
«…мотив возвращения. Ведь не всё разрушилось и безвозвратно ушло в прошлое. Имелось немало достижений, и ко многому можно было вернуться. Эвенкийские авторы в своем творчестве подняли актуальную проблему «выживаемости» эвенков. В произведениях Н.Оёгира, А.Латкина, А.Немтушкина, Н.Капитана, Г.Кэптукэ характерной чертой является призыв к сохранению родной культуры, горечь от утраты связей с духовным наследием этноса. В эвенкийской литературе появился тип героя, чей внешний и внутренний мир наполнен коллизиями суровой действительности». [1]
       Следует отметить, что всех писателей последнего периода объединяет, прежде всего, обеспокоенность за судьбу эвенкийского народа и озабоченность проблемами современной действительности. Основной проблемой эвенкийской литературы является создание литературного языка и развитие всех жанров литературы, прежде всего создание крупного прозаического произведения, необходимость которого понимают эвенкийские писатели.
4
Читая, отмечаем...
       Изучая национальную эвенкийскую литературу, мы прочитали произведения некоторых авторов, среди которых: А.Н.Немтушкин, Н.К.Оёгир, Г.Кэптукэ (Г.И.Варламова).

Патриарх эвенкийской литературы

       Мы узнали, что родоначальником письменной эвенкийской литературы принято считать Алитета Николаевича Немтушкина. В ходе исследования его творчества мы были удивлены некоторым фактам. Во-первых, оказывается, с 80-х годов XX века и до конца своей жизни (2006г.- похоронен на красноярском кладбище Бадалык) он жил и работал в Красноярске. Во-вторых, его другом был известный писатель-сибиряк, гордость Красноярского края В.П.Астафьев. В-третьих, читая с огромным удовольствием сборник миниатюр «Самэлкил-метки на оленьем ухе» А.Н.Немтушкина, мы отметили их сходство с «Затесями» В. П. Астафьева, знакомыми нам ещё с 7 класса. В книгах обоих авторов представлена панорама жизни.
       Читая автобиографическую повесть А.Н.Немтушкина "У детства в плену я", посвящённую светлой памяти бабушки поэта Огдо-Эки, мы вспоминали «Последний поклон» В.П.Астафьева. Повести обоих авторов исповедальны и чисты и по мыслям, и по чувствам.
       Представляет интерес прозаический сборник А.Немтушкина «Энекан Бугады, помоги!».
       А какие стихи у поэта-эвенка Алитета Немтушкина! В них перед читателем предстаёт его малая родина, а также душевные переживания за её судьбу, за уход эвенков от этнических законов и за то, что по разным причинам они покидают родную землю…

Знаю, есть места богаче.

Но когда душа взрослеет,

Пусть чужой костер и жарче,

Нас он все же не согреет.


Мне сейчас бы надо в Токму,

Я смотрю в окошко с грустью,

Мне б лететь сейчас к истоку,

Почему лечу я к устью?

(«Мне сейчас бы надо в Токму…»)

       Его стихи, колоритные, разнообразные по тематике, не оставляют равнодушными читателей любого возраста.

Кроме того, мы узнали, что Алитет Немтушкин очень хорошо говорил и писал по-русски, и Михаил Ошаров, автор романа «Большой Ошар», однажды так ему написал : «…ты, хотя и пишешь об Эвенкии и об эвенках по-русски, но думаешь по-эвенкийски! И нам, русским, никогда не достичь твоего уровня. К тому же, ты овладел русским языком так, как дай бог овладеть многим русским литераторам…»
Стоит отметить, что А. Н. Немтушкин был президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, Заслуженным работником культуры РФ, лауреатом государственных премий РФ, почётным жителем Эвенкии. В 2002 году был удостоен звания академика Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург) наряду с такими известными красноярцами, как Виктор Астафьев и Тойво Ряннель. [5]
       Мы гордимся, что такой замечательный эвенкийский поэт и прозаик жил и работал в Красноярске!

Эвенк по прозвищу Поэт

       Настоящим открытием для нас стал самобытный эвенкийский поэт, фольклорист и сказитель Николай Константинович Оёгир, чьё своеобразное видение мира и восприятие окружающей среды поражает удивительной простотой и искренностью.
       Его стихи согреты необычайной нежностью и безмерной любовью к родному краю:

Быть может, другим мне завидовать надо:

Богато живут, широко и привольно,

Но мне моя родина, словно награда,

И мне моей малой тропинки довольно...

       Читая последние строки, невольно вспоминаем Сергея Есенина: «Никакая родина другая/Не вольёт мне в грудь мою теплынь…» («Спит ковыль. Равнина дорогая…»)
       Другое стихотворение Н.Оёгира («А всё-таки земля моя прекрасна») заканчивается такими строками:

Пускай бураны злятся- всё напрасно!

Пусть темень девять месяцев в году!

А всё-таки земля моя прекрасна,

Другой такой я в мире не найду.

       Вот она, настоящая любовь к родине, той земле, где родился и рос, где, несмотря на «бураны» и «темень», всё вокруг такое родное! Читая стихотворения Николая Оёгира, можно превосходным образом воспитать в себе гражданина, патриота.
       Кроме того, мы обратили внимание и на то, что Н. Оёгир писал стихи только на родном эвенкийском языке. Он говорил: "Мне легко писать, когда мысли летят на моём языке…":

Язык эвенков! Голос твой высокий

По жизни помогает мне идти.

И я живу, в трудах зарубки-строки

На память оставляя по пути…

       Мы отметили, что стихи Николая Оёгира читать удивительно легко и интересно. Недаром друзья –однокурсники дали ему прозвище Поэт. Это действительно большой национальный эвенкийский поэт, чьи стихи нужно не только читать, но и неоднократно перечитывать! [4]

Писатель - "эвенкиня"

       Именно так - эвенкиней! - назвал Галину Кэптукэ Алексей Михайлов в статье «Новый этап в развитии литературы» [8]. Мы заинтересовались: почему Кэптукэ? - и узнали, что Кэптукэ – это название одного из древнейших эвенкийских родов, на русский язык переводится как «выслеживание зверя».
       Галина Кэптукэ раскрыла в своём творчестве проблемы и трагедии малых народов, чьи традиции, уклад жизни и исконная культура пострадали от современной цивилизации. Ею написаны такие произведения, как повести «Имеющая своё имя, Джелтула-река» и «Серебряный паучок», «Рэкет по-тунгусски».
       Автобиографическая повесть «Имеющая свое имя, Джелтула-река» вышла в свет в 1989 году и принесла автору известность. В ней ставится проблема кочевья и дома и раскрывается тема души и бездушия. А обряды, совершаемые девочкой и её родителями, связаны с хозяйственной жизнью, бытом и мировоззрением эвенков.
       Хотим отметить, что Галина Кэптукэ - кандидат филологических наук и являлась членом Союза писателей с 1990 года. [6]
       Прочитав отдельные произведения эвенкийской авторов, мы отметили их своеобразие и отличительные черты:

1) документальность и автобиографичность произведений;

2) своеобразие традиционного мироощущения эвенков;

3) стремление авторов выразить духовные ценности своего народа;

4) изображение мира охотников и оленеводов;

5) почитание оленя как и в жизни эвенков, так и на страницах произведений.

5

Возрастание интереса к литературной Эвенкии

       Познакомившись с литературным наследием Эвенкии и убедившись, насколько она интересна и самобытна, мы решили узнать, читают ли наши земляки произведения эвенкийских авторов. С этой целью мы посетили Центральную районную библиотеку и взяли интервью у специалиста отдела краеведения Голубевой Марины Геннадьевны.
       Мы также участвовали в мастер-классе «Литературная Эвенкия: знакомимся, читаем, изучаем…», подготовленном учителем русского языка и литературы Лавровой Светланой Анатольевной для учеников 10 и 11 классов нашей школы, на котором они получили общее представление об эвенкийской национальной литературе. По окончании мастер-класса старшеклассники выразили своё отношение к теме, рассматриваемой на занятии. Уверены, что у них теперь появится желание прочитать некоторые произведения эвенкийских поэтов и писателей. Мы рады, что познакомили сверстников с одной из литератур народов России.

       Кроме того, в ходе проведения мастер-класса в 11 классе мы показали ребятам, как произведения эвенкийских авторов можно использовать для аргументации тезиса при написании итогового сочинения, которое нам предстоит написать в декабре 2021 года. Так, по 2-ому тематическому направлению - «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные) - был рекомендован отрывок из повести Алитета Немтушкина «Мне снятся небесные олени», где показано, как эвенкийцы с тревогой и страхом встречают на своей земле первый самолёт.
       В помощь для написания сочинения по 3-ему направлению – «Преступление и Наказание – вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние) - был прочитан и проанализирован отрывок из повести Галины Кэптукэ «Имеющая своё имя, Джелтула-река».
       Участие в конкурсе помогло нам расширить свой историко-литературный кругозор, познакомиться с замечательными поэтами и прозаиками Эвенкии и их произведениями. Нас теперь интересует всё, что касается эвенкийской литературы! И каково же было наше удивление, когда мы случайно узнали ошеломляющую новость: оказывается, полюбившийся нам эвенкийский писатель Алитет Николаевич Немтушкин был другом отца сотрудницы богучанской районной газеты «Ангарская правда» Севостьяновой Светланы Леонидовны! Вот так новость! Об этом мы узнали из газеты «Ангарская правда»: «В семье жительницы Богучан Светланы Севостьяновой хранится книга Алитета Немтушкина, подаренная им её папе, Васильеву Леониду Владимировичу. "Птицы, вернитесь..." – это первая прозаическая книга автора»
       Леонида и Алитета подружили работа (оба одно время трудились в газете "Советская Эвенкия") и неподдельная любовь к северным просторам, с их суровой природой и сердечными людьми. В дарственной надписи к книге автор отметил: "Васильеву Леониду, старому другу, тунгусу, за любовь к Северу". Леонид Владимирович не был тунгусом по крови, но так его называл Алитет Николаевич – и это было высшим признанием друга как собрата из северных народов.
– Помню, как Алитет Николаевич приходил к нам в гости, – вспоминает Светлана.– Конечно, я не воспринимала его как известного писателя, он был просто другом папы. Они вместе ходили на охоту, рыбачили... И вели долгие беседы на кухне про жизнь. Книга "Птицы, вернитесь..." автобиографична. В ней Алитет Николаевич рассказывает про детские годы: как он рос, как учился, про первые радости и первое горе – потерю бабушки, которая его воспитывала. Написано простым языком, поэтому, когда читаю книгу, кажется, слышу его голос. Уже нет с нами ни Алитета, ни папы. И эта книга – семейная реликвия, она как символ крепкой мужской дружбы. "...Какие сны тебе будут видеться, мальчик, по каким дорогам придется тебе шагать? Не растеряй на тех дорогах свои первые тропки, лица, события, возьми их с собой. Пусть в твоём сердце пылают наши кочевые эвенкийские костры, пусть колотятся в сердце копытами олени, пусть вечно звучат слова бабушки: "Вырастешь большой, будешь иметь крепкое тело, хороший ум и пылкое сердце – это и будут твои крылья!". [2]
       Обращение к эвенкийской национальной литературе оставило яркие моменты в нашей памяти, помогающие осознать, как обширна наша многонациональная Россия и насколько интересна литература каждого народа. Пусть изучение эвенкийской национальной литературы станет отправной точкой на пути к вершинам познания литературного творчества других народов России! Мы готовы идти по этому пути…
       Рекомендуем прочитать некоторые произведения эвенкийских поэтов и писателей:
Источники:
1.Иванова Э.В. Социо-этнические проблемы истории эвенкийской литературы-https://inlnk.ru/57GEB
2.Соприкасаясь с природой…- «Ангарская правда», 19 ноября 2019 г.
3.Хазанкович Ю.Г. Литература и книжная культура эвенков: к истокам зарождения-
https://inlnk.ru/BpGEd
4.http://my.krskstate.ru/docs/authors/oyegir-nikolay-konstantinovich (Н.Оёгир)
5.https://inlnk.ru/voAde (А.Немтушкин)
6.https://inlnk.ru/YA37o (Г.Кэптукэ)
7.http://journals.tsu.ru/uploads/import/1308/files/10.pdf
8.https://nergb.ru/2021/01/27/galina-varlamova-kjeptukje-sled-v-sudbe-cvoego-naroda/