Литература первой половины
XX в. (1922 - 1950 гг.)
Чувашская культура имеет древнейшие корни, ведя преемственную связь с древними цивилизациями Востока и Передней Азии. На сложном и многотрудном историческом пути, пройденным народом, образцов литературы, записанных древнечувашскими руничными письменами, не сохранилось.
Литературное творчество чувашей значительное развитие получило в период образования и расцвета Болгарского государства (VIII–XIII вв.) Об этом свидетельствуют письменные источники – путевые заметки Ахмада Ибн Фадлана, «История Булгарии» (XII в.) кн. Якуба ибн Нумана. Образцы письменной культуры нашли также отражение в надписях на надгробных камнях (в языке эпитафий) 13–14 вв.
С присоединением в XVI в. к Российскому государству создались предпосылки для начала диалога между чувашскими и русскими культурами. В XVI–XVII вв. в духовную культуру чувашей проникли некоторые элементы русской православной религиозной культуры. Церковно-миссионерские задачи преследовали такие начинания, как первые переводы на чувашский язык евангелий, катехизиса, молитвословий и т.д.
У истоков возникновения чувашской литературы стояли церковники-просветители В. Г. Пуцек-Григорович и Дамаскин (Д. С. Руднев)
С того времени начинается книжный период чувашской письменной культуры. В 20-е годы XIX в. открываются первые школы для чувашских детей в сельской местности. Стараниями священников Н. Базилевского и А. Алмазова впервые были изданы их проповеди и поучения, тем самым были заложены основы жанров чувашской гомилетики.
В течение четверти века (1800-1826) утвердились чувашский литературный язык и правила письма, контролируемые и направляемые главным чувашским цензором П. Талиевым.
Никита Яковлевич Бичурин (Иакинф)
1777 - 1853
Он выступил как зачинатель чувашской поэзии и художественной прозы. Им написаны стихотворения «Сегодня мы...» (на чув . яз.), ода «Сон» (на рус. яз.), «Песня» (на древнегр. яз.). Его просветительская деятельность является важным вкладом не только в чувашскую и русскую, но и в мировую педагогическую культуру.
Спиридон Михайлович Михайлов-Яндуш
1821 - 1861
Иван Яковлевич Яковлев
1848 - 1930
В литературной школе Яковлева господствовали коллективные формы творчества, что отражалось и в авторском сознании произведений. Уже в 80-е годы происходит эволюция образа повествователя, который становится полноправным героем произведения. Подобные тексты обычно завершаются народными пословицами или поговорками.
Константин Васильевич Иванов
1890 - 1915
Фёдор Павлович Павлов
1829 - 1931
Иван Николаевич Юркин
1863 - 1943
Михаил Кузьмич Сеспель
1899 - 1922
Илья Ефимович Ефимов (Тахти)
1889 - 1938
Иван Иванович Илларионов (Мучи)
1895 - 1946
Марфа Дмитриевна Трубина
1888 - 1956
Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский
1893 - 1975
Ухсай Яков Гаврилович
1911 - 1986
Отрывок из "Поэмы о чувашской дивизии"
Мы за Родину отважно
В бой летим за ратью рать.
На земле нам жить однажды,
И однажды – умирать.
Грудью мать-страну прикроем
От железа и огня
До последней капли крови.
Мы – надежная броня!
Пой, труба! И погибая
Будем делать шаг вперед.
Хищных гитлеровцев стая
Навсегда в гробу замрет.
Пронесутся ураганом
Наши танки, "ястребки".
Змей испустит дух поганый,
Напоровшись на штыки.
Пётр Петрович Хузангай
1907 - 1970
автор поэмы "Таня", в которой написано о героизме простой девчонки Зои Космодемьянской.
Геннадий Николаевич Айги
1934 - 2006
Педер Эйзин
1943
Марина Фёдоровна Карягина
1969
Станислав Николаевич Садур
1959
Скворцова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
Иванова Анастасия, Павленкова Александра - студенты 4 курса факультета чувашской и русской филологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева