ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Используя данный сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для Вас
Хорошо
ИСТОРИЯ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Этапы становления и развития чувашской литературы
Древнетюркские литературные памятники (V-XIII вв.)
Культура средних веков
(XIV-XVI вв.)
Чувашская письменность и культура XVII − XIX вв.
Литература начала XX в.
(1900 - 1922 гг.)

Литература первой половины

XX в. (1922 - 1950 гг.)

Литература второй половины XX в.
(1960 - 1990 гг.)
Литература начала XXI в.
Древнетюркские литературные памятники (V-XIII вв.)

Чувашская культура имеет древнейшие корни, ведя преемственную связь с древними цивилизациями Востока и Передней Азии. На сложном и многотрудном историческом пути, пройденным народом, образцов литературы, записанных древнечувашскими руничными письменами, не сохранилось.

Литературное творчество чувашей значительное развитие получило в период образования и расцвета Болгарского государства (VIII–XIII вв.) Об этом свидетельствуют письменные источники – путевые заметки Ахмада Ибн Фадлана, «История Булгарии» (XII в.) кн. Якуба ибн Нумана. Образцы письменной культуры нашли также отражение в надписях на надгробных камнях (в языке эпитафий) 13–14 вв.

Культура средних веков (XIV-XVI вв.)
Литературно-художественное сознание чувашей последующих веков в основном представлено в устном народном творчестве. Для чувашей в Средние века фольклор был культурно-идеологической основой. Народ все свои мысли, переживания, надежды, наблюдения и мудрость выражал в разных жанрах устно-поэтического творчества: в сказках, легендах, мифах и преданиях, пословицах и загадках, песнях, сопровождаемых танцами и частушками. Это была своего рода говорящая летопись тех времен. Устно-поэтические традиции оказали большое влияние на формирование жанровой системы чувашской художественной литературы.
Чувашская письменность и культура XVII − XIX вв.

С присоединением в XVI в. к Российскому государству создались предпосылки для начала диалога между чувашскими и русскими культурами. В XVI–XVII вв. в духовную культуру чувашей проникли некоторые элементы русской православной религиозной культуры. Церковно-миссионерские задачи преследовали такие начинания, как первые переводы на чувашский язык евангелий, катехизиса, молитвословий и т.д.


У истоков возникновения чувашской литературы стояли церковники-просветители В. Г. Пуцек-Григорович и Дамаскин (Д. С. Руднев)

  • Вениамин Пуцек-Григорович
    1706 - 1785
    Вениамин опубликовал ряд трудов, в которых были впервые описаны грамматики ряда языков народов Поволжья — удмуртов (вотяков), марийцев (черемисов), чувашей — и заложены основы их современной письменности.
  • Дамаскин (Семёнов-Руднев) Дмитрий Ефимович
    1737 - 1795
    Дамаскин занимался литературной деятельностью, увлекался наукой, писал труды. Его труды немногочисленны, но очень ценны. За свои учёные труды он был избран в экстраординарные члены Гёттингенского университета, в России — в члены Академии наук. Одним из значительных трудов епископа является «Словарь языков разных народов, в Нижегородской епархии обитающих, имянно россиян, татар, чувашей, мордвы и черемис» (1785).
Чувашская письменная культура XVIII в. развивалась преимущественно под знаком неосознанного авторства, при этом вся литература на чувашском языке имела коллективное сознание. Из целого ряда од и речей, переводов и словарей, разговорника многие оставались в рукописях и не доходили до основной массы читателей. Ситуация изменилась в 1800 г., когда в Санкт-Петербурге вышла первая книга на чувашском языке «Краткий катехизис» в переводе Ермея Рожанского.

С того времени начинается книжный период чувашской письменной культуры. В 20-е годы XIX в. открываются первые школы для чувашских детей в сельской местности. Стараниями священников Н. Базилевского и А. Алмазова впервые были изданы их проповеди и поучения, тем самым были заложены основы жанров чувашской гомилетики.


В течение четверти века (1800-1826) утвердились чувашский литературный язык и правила письма, контролируемые и направляемые главным чувашским цензором П. Талиевым.

Никита Яковлевич Бичурин (Иакинф)

1777 - 1853


Он выступил как зачинатель чувашской поэзии и художественной прозы. Им написаны стихотворения «Сегодня мы...» (на чув . яз.), ода «Сон» (на рус. яз.), «Песня» (на древнегр. яз.). Его просветительская деятельность является важным вкладом не только в чувашскую и русскую, но и в мировую педагогическую культуру.

Спиридон Михайлович Михайлов-Яндуш

1821 - 1861

В середине XIX в. развернул свою просветительскую деятельность ученый и литератор С.М. Михайлов. Он создал основу чувашской научной школы, внес значительный вклад в науку и культуру родного народа.
С. Михайлов своим творчеством создавал жанровую иерархию чувашской неораторской прозы того времени. Традиционный синкретический жанр писатель расщепил на очерки чисто научные и литературно-художественные. В рассказе «Разговор на постоялом дворе» писателем успешно применена несобственно-прямая речь героев, которая четко отделена от повествования автора-рассказчика. С. Михайлов окончательно сформировал драматургический жанр калаçу (разговор), разработал поэтику всех разновидностей рассказа, в том числе и историко-биографического («Злополучный сын»).

Иван Яковлевич Яковлев

1848 - 1930


Новописьменная литература развивается с начала 70-х гг. XIX в. на основе созданной выдающимся чувашским просветителем И. Я. Яковлевым письменности. Всю свою жизнь И.Я. Яковлев посвятил делу распространения грамотности и культуры среди чувашского народа, сначала как инспектор чувашских школ Казанского учебного округа, затем в качестве инспектора Симбирской чувашской учительской школы. Крупнейшие заслуги
И.Я. Яковлева: создание алфавита и новой письменности на чувашском языке; открытие Симбирской чувашской школы; составление алфавита; издание букваря, книг для чтения, учебников; открытие десятков сельских школ.

В литературной школе Яковлева господствовали коллективные формы творчества, что отражалось и в авторском сознании произведений. Уже в 80-е годы происходит эволюция образа повествователя, который становится полноправным героем произведения. Подобные тексты обычно завершаются народными пословицами или поговорками.

Литература начала XX в. (1900 - 1922)

Константин Васильевич Иванов

1890 - 1915

В Симбирской чувашской учительской школе в начале XX в. сформировалась своеобразная литературная школа, объединявшая целую плеяду литераторов, выдающимся представителем которой был К. В. Иванов, автор классической трагедии «Нарспи» (1908 г.).

Константин Иванов – гордость и слава чувашского народа, один из основоположников национальной художественной литературы, просветитель-демократ.
Революционное новаторство К. Иванова прежде всего выражено в том, что он впервые в чувашской культуре выдвигает идею чистого духа (духовности). Именно
К. Иванов взлетел и поднял национальную культуру на новый качественный уровень: поэт выразил доверие к человеческому духу, оценил чувство любви как высочайшую ценность, возносящую человека над бытом, раскрепощающую его от меркантильных установок.
Иллюстрации к поэме "Нарспи". Художник: П. Сизов.
На основе поэмы "Нарспи" был поставлен первый чувашский мюзикл (2008 г.) в Чувашской государственной филармонии.

Фёдор Павлович Павлов

1829 - 1931

В развитие лирико-философской поэзии значительный вклад внесФ. П. Павлов, также окончивший Симбирскую чувашскую учительскую школу. Человек, энциклопедически образованный и разносторонне одаренный, классик национальной музыкальной культуры, талантливый поэт и драматург, автор трудов по эстетике,
Ф. Павлов одинаково хорошо владел чувашским и русским языками, сочинял на обоих языках. Многие свои пронзительно лирические стихи поэт создавал для музыки, они как бы выпевались из души вместе с мелодией («Пчелка», «Экспромт», «Милая»).
Отдав дань поэзии в юные годы, в зрелый период
Ф. Павлов с большим успехом работает в жанре драматургии. Начатая в 1916 году и завершенная в послеоктябрьский период драма «В деревне» прочно вошла в золотой фонд национальной театрально-драматургической классики.

Иван Николаевич Юркин

1863 - 1943

Основанное Яковлевым просветительское движение дало толчок развитию прозаических жанровых форм. Рождаются очерк, рассказ, даже повесть. На этом фоне выделяется фигура И.Н. Юркина. Повести и рассказы писателя служат своеобразным ключом к раскрытию идейно-художественной природы чувашской прозы 80-х гг., отражают уровень национального эстетического сознания того периода. И.Н. Юркин обозначил в чувашской литературе этап сентиментализма. В этом особенно убеждает повесть «Сыт человек, а глаза голодны».
В результате революции 1917 г. возникли условия для динамичного развития национального литературно-художественного сознания. С задачами оперативного и адекватного отражения событий революции и войны максимально справлялись поэтические формы и жанры (стихи, поэмы, агитки, частушки и т.д.). В чувашской литературе поэзия, выросшая в лоне фольклора, традиционно опережала другие роды. В условиях революционной действительности остро встали вопросы обновления жанрово-стилевых и выразительных возможностей поэзии.

Михаил Кузьмич Сеспель

1899 - 1922

Решающую роль сыграло реформаторское творчество
М. Сеспеля, определившего пути развития чувашской поэзии. Поэт утвердил силлабо-тонику, расширил метро-ритмическое пространство чувашского стиха. Граждански активная личность лирического героя в поэзии Сеспеля несла огромный заряд гуманизма, утверждала общечеловеческие ценности, выражала демократические идеалы трудящихся масс, борющихся за возрождение национальной культуры, экономики.
Владислав Московцев читает стихотворения Михаила Сеспеля.
Литература первой половины XX в. (1922 - 1950)
В середине 20-х гг. в чувашской поэзии значительно возрос интерес к исторической тематике. В ряде произведений имеет место попытка эпического осмысления поворотных этапов истории (поэмы С. Эльгера «Под гнетом»,
Н. Шубоссинни «Фаворит»). Поэмное мышление углубилось в произведениях
П. Хузангая, включающих в себя широкий охват действительности («Сегодняшняя поэма», «Землеустройство»).
Историческая поэма "Под гнетом" («Хĕн-хур айĕнче») С. Эльгера написана на основе сказаний и преданий о восстании под предводительством Е.И. Пугачёва и материалов, собранных в архивах.
В прозе начала 20-х гг. преобладают жанры рассказа, очерка, повести, в которых поднимается тема революции и Гражданской войны, прошлое и современность противопоставляются с помощью приема контраста («В приземистой избушке»
М. Трубиной, «Двое павших», «Однажды утром»
И. Ахаха, «Штрум» С. Хуммы и др.).
Актуальность получает тема мирного строительства. В повестях, рассказах, очерках С. Хуммы, И. Тахти, М. Трубиной содержится призыв к искоренению бытовых пороков, изживших себя привычек в семейной жизни, во взаимоотношениях людей в обществе. Борьба нового с устаревшим в психологии людей, движение за распространение книжной грамотности, культуры нашли отражение в произведениях И. Мучи, Д. Исаева, В. Рзая и др. Развитие получает жанр драматургии (пьесы Г. Тал-Мрзы, И. Максимова-Кошкинского, П. Осипова, С. Хуммы).
  • Илья Ефимович Ефимов (Тахти)

    1889 - 1938

  • Иван Иванович Илларионов (Мучи)

    1895 - 1946

  • Марфа Дмитриевна Трубина

    1888 - 1956

  • Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский

    1893 - 1975

Чувашская проза периода Великой Отечественной войны преимущественно представлена произведениями малого жанра (рассказ, очерк, статья, памфлет, зарисовка и т.п.), в которых преследовалась важнейшая цель – мобилизация всего советского народа на борьбу с фашизмом. Лучшие образцы поэзии военной поры также содержат огромный мобилизующий заряд, в стихах и поэмах авторы обнажают звериный лик фашизма, поддерживают веру в конечную победу над захватчиками (стихи
Н. Шелеби, С. Эльгера, Я. Ухсая, И. Ивника и др.). Были созданы поэмы: «Таня» П. Хузангая, «Солдатская мать» М. Уйпа, «Зоя» С. Шавлы. Многие писатели воевали с оружием в руках, были политруками, военными корреспондентами, газетчиками.

Ухсай Яков Гаврилович

1911 - 1986


Отрывок из "Поэмы о чувашской дивизии"


Мы за Родину отважно

В бой летим за ратью рать.

На земле нам жить однажды,

И однажды – умирать.

Грудью мать-страну прикроем

От железа и огня

До последней капли крови.

Мы – надежная броня!

Пой, труба! И погибая

Будем делать шаг вперед.

Хищных гитлеровцев стая

Навсегда в гробу замрет.

Пронесутся ураганом

Наши танки, "ястребки".

Змей испустит дух поганый,

Напоровшись на штыки.

Пётр Петрович Хузангай

1907 - 1970



автор поэмы "Таня", в которой написано о героизме простой девчонки Зои Космодемьянской.

Литература второй половины XX в. (1960 - 1990)
Развитие чувашской литературы послевоенных лет шло на путях поисков новых жанровых форм и стилей. Писатели-фронтовики продолжают разрабатывать тему войны, создают прозаические и поэтические произведения малой и средней форм (рассказы «Дорога открыта», «Не гнись, орешник» А. Артемьева, «В госпитале» М. Ильбека, «Золотая цепочка» Л. Агакова; стихи П. Хузангая, Я. Ухсая, А. Алги, И. Тукташа.

На рубеже 50-60-х гг. реальные противоречия, имевшие место в социально-экономической и духовной жизни общества, нашли отражение в ряде рассказов, очерков, повестей (сб. Ф. Уяра «Новое побеждает», «По родной стране», повести Ю. Скворцова «Девушка из Сормы», «Красный мак», «Береза Угахви», повесть В. Садая «Одинокий куст»).

Развиваются поэзия и драматургия, создаются произведения эпической формы – роман в стихах П. Хузангая «Род Аптраман», поэмы Я. Ухсая «Дед Кельбук», «Перевал», драмы И. Максимова-Кошкинского, П. Осипова, Н. Терентьева.

Одновременно с разработкой темы современности в литературе усиливается интерес к историческому прошлому народа. В 50-60-е гг. появились романы, поднимающие глубин, пласты исторического бытия чувашей, – «Тенета» Ф. Уяра, «Черный хлеб» М. Ильбека, «Свияга впадает в Волгу» К. Турхана, «Век прожить – не поле перейти» Н. Мраньки, «Ахрат» С. Аслана и др.
Важнейшими тенденциями в развитии современной чувашской литературы является возрастающее внимание к духовно-нравственным проблемам в жизни общества (повести и рассказы Ф. Уяра, Ю. Скворцова, А. Артемьева, Д. Гордеева, Н. Максимова, В. Петрова, Ф. Агивера, В. Игнатьева, И. Вутлана, Н. Мартынова,
Е. Лисиной, Б. Чиндыкова и др.). В то же время наблюдается углубленный социологический анализ важнейших сторон и явлений в жизни, нацеленность на острейшие проблемы и конфликтные ситуации. Эти черты прозы сконцентрированы в произведениях А. Емельянова, Л. Таллерова, Г. Краснова.
Литература начала XXI в.
Современная чувашская литература отличается сочетанием разнообразных художественных тенденций и методов творчества. В литературе конца XX века наблюдается усиление публицистического начала.

В данный период выходят в свет произведения малой формы, также романы, одноактные пьесы, стихотворения-миниатюры. На передний план выходит отдельная личность; трагедия отдельно взятого человека находит воплощение через короткий жанр.

Традиционно высока роль поэтического слова. В творчестве отдельных авторов прослеживается сложная связь традиции с авангардистскими художественными поисками. Существует практика новаций в плане формы и содержания (Г. Айги, П. Эйзин, М. Карягина, С. Садур).
  • Геннадий Николаевич Айги

    1934 - 2006

  • Педер Эйзин

    1943

  • Марина Фёдоровна Карягина

    1969

  • Станислав Николаевич Садур

    1959

В современной прозе можно выделить традиционную (С. Павлов, А. Тарасов,
А. Пртта, Н. Карай, Д. Гордеев и др.) и альтернативную (Ю. Сан, В. Степанов,
Б. Чиндыков, Г. Федоров и др.) линии.

Возрождается интерес к роману, появляются его новые формы: интеллектуальный (постмодернистский) роман ("Эфемероптерова ночь, или ФАУст-2" В. Степанова, "У нас колесница одна" Г. Федорова); этнофэнтези ("Господа Пигамбара пес" В. Степанова); социально-политический роман ("Над медвежьим оврагом" Ю. Сана).

В первом и втором десятилетиях XXI века появляются в печати произведения
В. Константинова, Е. Алексеевой, О. Австрийской, Р. Прокопьевой, М. Петровой и др.
Чувашская литература, как часть духовной культуры народа, отражает всю палитру чувств в жизни как отдельного человека, так и народа. Характерной чертой литературного процесса чувашского народа стало взаимодействие классических и модернистских художественных систем. Большинство прогрессивных чувашских писателей делали акцент на содержании, а эксперименты с формой в основном выразились в поэзии. Творчество современных писателей представляет определенный процесс поиска новых исторических реалий.

Сильной стороной чувашской литературы стали ее традиции философско-художественного мировосприятия, этнокультурный аспект формирования поэтики произведения, обращение к извечным народным началам нравоописания и нравоучения, углубление в процессы трагикомического осмысления жизни.

Чувашская литература показала всю свою зрелость и полноценность. Каждое новое поколение чувашских писателей имеет тот эстетический фундамент, позволяющий им многопланово реализовывать свое видение мира и времени.
Рекомендательный
список произведений для чтения
  • К. В. Иванов "Нарспи"
    В этом вершинном для всего творчества поэта произведении перед читателями предстают герои поистине с шекспировскими страстями. Социальная основа конфликта отодвигается на второй план, и развитие событий переносится в сферу человеческих душ. Старый Мигедер и его дочь Нарспи в бескомпромиссном столкновении защищают полярно противоположные ценности. Чья правда сильнее: на одной чаше весов - деньги, богатство, преклонение перед традициями, на другой - человеческое достоинство, честь, свобода выбора.
  • Я. Г. Ухсай "Дед Кельбук"
    Отображенные в поэме события и человеческие характеры открывают перед читателем живые картины прошлой жизни чувашского народа. В своем лице Кельбук представляет трудовой народ, которому свойственны лучшие черты чувашского крестьянина - трудолюбие, оптимизм, мудрость, ум и доброта.
  • Мигулай Ильбек "Черный хлеб"
    В романе реалистически отражены человеческие судьбы, глубокое проникновение во внутренний мир героев, психологическая убедительность воссозданных автором характеров; показаны чувашский быт, обычаи. Гораздо глубже в произведении рассмотрены противостояние добра и зла, нравственной черствости и человеческого тепла, коллективизма и порыва индивидуализма.
  • Ю. И. Скворцов "Красный мак"
    Повесть раскрывает нравственные проблемы молодежи 70-80-ых годов XX века. Писатель стремится показать скрытую в стихии повседневности потребность юного героя в любви, красоте, внимании. В повести показаны достижения и проблемы ребят выпускного класса. Основная идея произведения – воспитание духовно здорового, открытого и трудолюбивого подрастающего поколения. Испытанием на духовную чистоту, моральную твердость для героев повести становится чувство первой любви.
  • Н. Т. Терентьев "Пожарная лошадь"
    Автор с тревогой размышляет о причинах возникновения конфликтов между разными поколениями, о проблемах воспитания молодежи, о природе ценностей, культивируемых в обществе.  
  • Б. Б. Чиндыков "Черная ласточка"
    Писатель пытается раскрыть загадку ментальности чувашского народа, его особенные черты характера. Через образ чувашской женщины высвечивается судьба человека, чувашского этноса. В монологической структуре пьесы находит свое выражение история народа периода падения Волжской Булгарии и его угнетенное положение в Казанском ханстве. История пропущена через восприятия ее главной героиней Чегесь. Ее рассказ заменяет действие, в нем содержится фиксация драматических событий, их внутренний конфликт. Мифологичен образ Чегесь – женщины, символизирующей судьбу и обобщенный образ чувашской женщины-матери, хранительницы семейно-родового очага и продолжательницы чувашского рода. В то же время в ее трагической судьбе олицетворена судьба булгарского народа: «Счастье народа стало моим счастьем, горе народа стало моим горем».
  • М. Ф. Карягина " Серебряное войско"
    Писатель в трагедии воссоздаёт мифическое прошлое – времена амазонок, женщин-воительниц. В пьесе отражена тема сохранения родного языка, продолжения рода, традиций предков для будущего поколения. Не применяя документально-исторические факты, автор раскрывает перед нами значимые события из жизни далеких предков чувашского народа, когда перед угрозой полного истребления рода, женщины, проявляя волю и мужество, превращаются в грозную силу и отражают натиск превосходящего во всех отношениях врага. Главная идея трагедии носит в себе глубокий философский смысл – правда на стороне тех, кто отстаивает земли своих предков, свободу и независимость народа.
Список использованной литературы
  • 1
    Артемьев Ю.М. Страсть к полемике: Статьи, рецензии. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. – 194 с.
  • 2
    История чувашской литературы XX века. Часть1 (1900–1955 годы): коллективная монография. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 431 с.
  • 3
    История чувашской литературы XX века. Часть 2 (1956–2000 годы): коллективная монография. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2017. – 432 с.
  • 4
    Родионов В.Г. Чувашская литература 1900–1908 годов. – Чебоксары: ЧГИГН, 2012. – 104 с.
  • 5
    Родионов В.Г. Чувашская литература 1909–1917 годов. – Чебоксары: ЧГИГН, 2012. – 116 с.
  • 6
    Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950–1990-х годов. – Чебоксары: ЧГИГН, 1996. – 303 с.
  • 7
    Хлебников Г.Я. Чувашская литература второй половины XX века. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007. – 416 с.
  • 8
Над лонгридом работали:

Скворцова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева

Иванова Анастасия, Павленкова Александра - студенты 4 курса факультета чувашской и русской филологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева