ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Используя данный сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для Вас
Хорошо

Дайджест литературы народов России

Проект «Многонациональная Россия:
Литературно-историческое путешествие»
Многонациональная Россия
Тема проекта:
Литература Бурятии

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

А.Ахматова

Над проектом работали:
  • Светлана Михайловна Гендунова
    Учитель русского языка и литературы
    Именно она является матерью наших главных целей и ценностей.
  • Валерия Покацкая
    Ученица 10 класса
  • Аюна Дабадоржиева
    Ученица 10 классса
О проекте:
Расскажем об истории развития национальной литературы Бурятии,
о её нынешнем состоянии, предоставим рекомендательный
список литературы для широкой аудитории.

Факультативные компоненты:

1. Интервью с современным писателем.

2. Интерпретация произведений национальной литературы

в разных видах искусства.

Кто такие буряты?
Бурятынациональность в Российской Федерации и этническая группа монголов, говорящая на бурятском языке, исторически сформировавшаяся в районе озера Байкал и объединённая общей культурой и историей.

Этапы развития Бурятской литературы:

1.Предыстория возникновения литературы Бурятии (средние века) и начало её развития.

2.1920-1930 годы.
3.Жанр военного дневника.
4.Послевоенный период.
5.XX-XXI век.

Предыстория возникновения литературы Бурятии

(средние века) и начало её развития


  • Предыстория развития

Первым известным памятником монгольской письменности является так называемый "Чингизов камень", воздвигнутый в 1225 г. в честь Есунке, племянника Чингисхана, выстрелившего из лука во время соревнований на расстояние 335 алдов (маховых саженей), о чем собственно и написано на камне. Сейчас эта каменная стела хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Бира. 1988. С. 11).

Первым настоящим литературным и историческим памятником монголов стало "Сокровенное сказание" 1240 г. С появлением этого письменного памятника, можно говорить о зарождении общемонгольской литературы.

     Появление "Сокровенного сказания" предопределило зарождение основных жанров монгольской литературы: историческая летопись с обязательным включением фольклорных и поэтических образцов, в самостоятельный жанр отпочковываются поучения, наставления, уложения, одическая поэзия, которая включает в себя жанры магтаал, соло, дурдалга, туурэлгэ, хараал, шэрээл и др., создаются лирические, патриотические, гражданские стихи, исторические песни и баллады. В особый жанр выделяются произведения шаманской поэзии, создаются произведения эпической поэзии и прозы: были, былички, рассказы и повести, наконец, роман "Хухэ судар" (Синяя книга) — произведение, в котором находит свою реализацию и историческая хроника, и фольклор, и литература.
     На первом этапе своего развития образцы общемонгольской литературы, анонимны, лишь некоторым приписывается авторство.Тему Чингисхана сменяет тема буддизма и его учения.

Начало развития бурятской литературы


     Собственно бурятская литература должна была развиваться в двух направлениях: во-первых, опора на предшествующий литературный опыт; во-вторых, они не могли не продолжить популяризацию литературы буддизма, так как часть этноса уже исповедовала философские истины школы гелугпа.
     Оригинальная бурят-монгольская литература начинается с письменной обработки фольклорных легенд. Собственно бурят-монгольская литература начинается не с малого эпического жанра, а с повести-легенды.
     Смутное время в истории монгольского государства не способствовало развитию письменности и религии.
     Под давлением служилых людей уставшие от постоянных сражений, неразберихи, смены властей, под угрозой интервенции со стороны маньчжуров буряты начали склоняться к мысли о вхождении в состав России.
     Вхождение в состав Российской империи расширило круг актуальных тем фольклора и литературы. В него вошла и тема Русского государства, его лидеров и предводителей, особенно тех, кто поддержал бурят-монголов в смутное время. Так, в записи 1879 г., которую осуществил Дамдин Цыбжитов, встречается песня, посвященная Петру I.
     Буряты к началу XVIII в. имели развитой фольклор. Вскоре в 1727 г. установление границы юридически закрепили бурят в составе Российской империи.
     Перед бурятскими летописцами, сказителями и литераторами возникла настоятельная необходимость развития собственной оригинальной литературы.
     Общемонгольская литература зародилась в XIII в. и была достоянием всех монголоязычных народов до XVIII в. Параллельно с развитием общемонгольской литературной традиции зародилась и успешно развивалась традиция общемонгольской буддийской художественной литературы. Оба этих направления развивались самостоятельно. Истоками первого направления был фольклор всех монголоязычных народов, а второго направления – индийская и тибетская религиозная художественная мысль.
     Буддийская литература в доминирующей своей части была переводной.
     В свою очередь то, что было переведено, мы делим на три части: религиозная, научная литература и художественная литература.
     Художественную буддийскую литературу, обработанную бурятскими ламами, можно разделить на следующие группы.
1. Произведения с микроэлементами художественной образности.
2. Произведения, комментирующие обряд, философию, мистику
3. Известные образцы художественной литературы Индии, Тибета, "бродячие" сюжеты фольклора и литературы
4. Произведения, проникшие в Бурятию вместе с буддизмом
5. Оригинальные сочинения тибетских и монгольских писателей
6. Сочинения бурятских писателей, которые можно разделить на две группы:
а) переводы с санскрита и тибетского и обработка монгольских вариантов;
б) сочинения авторские, оригинальные.
     Религиозные сочинения имели целью, прежде всего, популярно изложить основные положения буддийской философии для мирян.
Переводные произведения бурятской литературы дооктябрьского периода, включая сочинения Тугултурова, Номтоева, Дылгырова, Гальшиева и других, писались на классическом монгольском языке, но включали в себя те изменения, которые произошли с классическим монгольским старописьменным языком на бурятской почве.
     В конце XIX - начала XX в. зарождается потребность в создании образцов бурятской просветительской художественной литературы.
     Наиболее популярным жанром литературы становится драматургия, которую можно и прочитать и увидеть. Проза и поэзия требуют обязательной грамотности, драма охватывает всех, в том числе и безграмотных.
     Задачу "раскачать и пробудить" народ на переход к новым капиталистическим отношениям, а затем к национально-освободительному движению могла прежде всего "улусная драматургия", которая базировалась на образцах русской литературы, но писалась на кустарном, самодеятельном уровне. Однако тематика и проблематика произведений, направленных на осознание социальных противоречий с точки зрения народных представлений о морали и этике, изучение и подражание русской литературе определяло зарождение народно-демократического течения бурятской литературы до 20-х годов XX в.
     На базе рукописной улусной драматургии начинают осваиваться другие жанры реалистической бурятской литературы, а после Октябрьской революции стала зарождаться бурятская советская литература.

Развитие бурятской литературы 1920-1930 годы


     После Октябрьской революции наряду с преобразованиями социальных основ проходил процесс формирования новой культуры, в которой ведущая роль отводилась именно литературе. Историко-культурная ситуация потребовала от национальных литератур выдвижения на первый план событий классовой борьбы, социальных конфликтов, пояснение судеб их участников. Поэтому центральной темой становилась не сколько судьба индивидуальной личности, сколько общее состояние мира. Эта «социально новая литература» бурятскими литературоведами была определена как буржуазно-националистическая литература.
     В первые послереволюционные годы большинство писателей выступали за так называемое «чистое искусство», провозглашая моральную и духовную свободу интеллигенции и творчества от власти.Однако Постановлением Политбюро ЦК РКП была поставлена точка острым дискуссиям о путях развития культуры и литературы.
Усилиями Ч.-Л. Базарона, Б. Батоцыренова, Ц. Дона, П. Дамбинова, Б. Барадина менее, чем за два десятилетия была создана национальная литература, сформирована жанровая система, написаны самые значительные публицистические и художественные произведения, основанные на идеях национально-культурного возрождения бурятского народа, «составившие наиболее представительную библиотеку бурятского просветительства».
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в стране начинается широкомасштабная кампания по усилению идейно-художественного содержания произведений литературы и искусства, трагическим следствием которой становится физическое устранение талантливых писательских кадров.

Жанр военного дневника


Великая Отечественная война вызвала к жизни новые жанровые формы и трансформировала традиционные: появились такие формы, как повесть в стихах, рассказ в стихах, фронтовой дневник, документальная повесть, лирический очерк и многое др.

В период Великой Отечественной войны на страницах газет и журналов печатались стихи, очерки, рассказы людей, которые воевали на фронте и служили военными корреспондентами, командирами, политработниками.

Самостоятельную художественную ценность приобрели в эти годы писательские записи, дневники, заметки, зарисовки.

Характер и содержание военных дневников определялись необходимостью сохранить для истории наблюдения очевидцев, взгляд на события их участников. Таковы «Офицерский дневник» Ж . Тумунова, «Бои под Сталинградом», «Раны сердца» Ц. Номтоева, «От родных степей на тропу войны», «Эшелоны идут на запад» Б. Мунгонова, «Воспоминания о войне» Б. Шойдокова и другие, которые являются примером исторического свидетельства войны, где достоверность изображения, опора авторов на факты соединяются с острой публицистичностью и эмоциональностью.

Послевоенный период



Отличием бурятской послевоенной прозы было то, что знаки национального бытия и культуры стали уплотняться, явно стремились обрести самостоятельность. На всесоюзную арену выходят произведения национальных писателей. На передний план выдвигается проза, появляется новый жанр - бурятский исторический роман

Развитие литературы в XX - начале XXI в.

     В 1954 г. был созван II съезд писателей республики и совместная научная сессия Института востоковедения Академии наук СССР и Бурятского научно-исследовательского института культуры, посвященная характеру эпоса "Гэсэр"" (1953). II съезд рассмотрел итоги развития литературы за двадцатилетие со времен Первого съезда. Было отмечено, что за прошедший период бурятская литература стала зрелой в идейном и художественном отношениях, создала произведения, достойно представляющие ее. В литературе выросли крупные мастера слова.
     Большая проза Бурятии начиналась историческим романом, для которого с самого начала было характерно тяготение к широкому эпическому изображению этапных моментов в жизни народа.В эти годы в быстром темпе шло пополнение рядов писателей новыми талантами. В течение послевоенного десятилетия вошли несколькими потоками в литературу молодые силы, сначала поколение Д.-Р. Батожабая, Ц. Шагжина, Ц.-Д. Дондоковой, затем - Д. Жалсараева, Б. Мунгонова, Ч.-Р. Намжилова, Ц.-Ж. Жимбиева, Ц.-Б. Бадмаева; потом Н. Дамдинова, Ц. Галанова; наконец – В. Петонова, Д. Улзытуева, Ц.-Д. Дондогой. Подобного роста писательских кадров не наблюдалось прежде в литературе.
     Примечательно было также и то, что молодежь входила в литературу после окончания высших учебных заведений. Вместо прежних литературных сборников стал выходить альманах "Байкал" на бурятском (с 1948 г.) и русском (с 1950 г.) языках.
     Значительным событием явились вечера бурятской литературы в Москве в 1950 г., где в обсуждениях произведений бурятских авторов принимали участие А. Фадеев, Н. Тихонов, А. Твардовский и др.
     С 1955 г. был учрежден новый общественно-политический и литературно-художественный журнал на русском и бурятском языках "Свет над Байкалом". Впоследствии он стал называться "Байкал".Создание своего литературно-художественного журнала способствовало развитию литературной критики.Произошло полное утверждение реалистического стиля. В бурятской поэзии разрабатывались главным образом темы современности. Пришло время крупных поэм. Наиболее заметными достижениями в этом жанре стали поэмы Д. Улзытуева "Белый месяц" и "Песнь вселенной", Н. Дамдинова "Имя отца", "Песнь о Шилдэ-Занги", Ч.Р. Намжилова "Сердце матери", Ц.-Б. Бадмаева "Борьба за солнце", Ц.-Д. Дондоковой "Девушка с Байкала" и др. В то же время интенсивно развивался новый жанр - маленькая поэма. Особенность жанра в том, что он носит монологический характер, лирически напряженный, сконцентрированность мысли и чувств на одной проблеме. Наиболее удачны в этом жанре поэмы Д. Дамбаева "Вперед, мой поезд!" и "Синий конь", Н. Дамдинова "Гудящие сосны", "Ночь тридцатой весны", "Новая земля".
     Бурятская драматургия пережила те же процессы преодоления декларативности и иллюстративности, которые были характерны прозе и поэзии. Наиболее примечательной пьесой в этом жанре стала пьеса Ц. Шагжина "Совесть". Остро сатирическая комедия "Черт в сундуке" Ц. Шагжина была тепло принята народом, также следует отметить то, что в пьесах Д.-Р. Батожабая "Барометр показывает бурю" и "Забайкальская быль" Н. Балдано и С. Метелицы была удачно решена историко-революционная тематика.

Развитие в годы "застоя" (1966-1984)

Развитие в эти годы в основном получили:

  • Проза
  • Рассказы
  • Фантастика
  • Повести
  • Романы
  • Исторические эпопеи
  • Верлибры
  • Венок сонетов
  • Практически все разновидности поэмы
  • Драматургия - легкая развлекательная комедия и пьесы сатирического характера.

    Развитие и функционирование романа ничуть не замедлилось. В данный период в бурятской прозе в жанре романа можно выделить такие жанровые разновидности, как современно-исторические романы: "Красный день" и "Луна за облаками" В. Сергеева, "Лицо человека" и "Круглый год" Ш.-C. Бадлуева, "Когда начинается утро" во второй редакции "Его родовое имя" К. Балкова, "Щедрое сердце" Б. Мунгонова, "Вечный цвет" А. Ангархаева. Также нужно отметить романы: "Аргамак ищет хозяина" и "Большая родословная" Д. Эрдынеева, "Долина бессмертников" В. Митыпова, "Рубеж" К. Балкова, "Течение" Ц.-Ж. Жимбиева и др.
К группе исторических эпопей принадлежит роман "Жестокий век" И. Калашникова, "Унтовое войско" В. Сергеева, вторая книга трилогии В. Карнакова — роман "Красные березы". К ним же относятся и такие произведения, как "Год огненной змеи" Ц.-Ж. Жимбиева и "На Турген реке" М. Степанова. Также отдельная группа историко-революционных романов: "Мать-лебедица" Ц. Галанова, "Горные орлы" Д.-Р. Батожабая, "Инспектор золотой тайги" В. Митыпова.
     Также в этот период прописку получил жанр свободного стиха или верлибра, в большей степени благодаря творчеству Д. Улзытуева, стихотворение «Когда я родился» из сборника «Страна ая-ганга», Д. Дамбаева его сборник стихов «Вперед мой поезд», и Н.Нимбуева «Стреноженные молнии» (Для поэзии рассматриваемого периода характерно довольно интересное явление - синтез традиций европейской и восточной поэзии, где из-под пера Д. Улзытуева в переводах зазвучали жанры японской поэзии хайку, четверостишие из тибетского сочинения. Влияние восточной поэзии в основном выразилось в стремлении к миниатюре, где доминирующее значение имеет широта и глубина мыслей, точность и меткость выражения.Лирический цикл получает распространение после выхода в журнале "Дружба народов" "Пятнадцати песен" Д. Улзытуева в переводе Е. Евтушенко.) С. Гунгажалцана "Эрдэниин сайн Субашид"., Д. Дамбаева и Н. Нимбуева.

     Свидетельством качественного роста поэзии в Бурятии является жанр - венок сонетов. Авторами явились В. Липатов "Байкал", "Твоя любовь"; венок сонетов "Звездный путь" Н. Дамдинова ( Новаторство Н. Дамдинова сыграло большую роль в совершенствовании бурятской поэтики, благодаря его поискам в поэзии утвердился разговорный или интонационный стих. Наиболее зримо наблюдается это в поэме "Песнь степей"); "Пятнадцать песен" М. Самбуева, посвященный памяти Д. Улзытуева, а также венки сонетов Г. Дашабылова "Кижинга", "Любовь"; А. Румянцева "Таежная колыбель".
     Практически все разновидности поэмы - лирическая, лиро-эпическая, драматическая, эпическая со своими "поджанрами" получили интенсивное развитие в поэзии Бурятии этого периода.
     А в драматургии в основном доминировали пьесы сатирического характера. В пьесах А. Ангархаева "Ожидание", "Горная вершина", "Полнолуние" и "Ночь без сна" как бы сконцентрированы поиски бурятской драматургии в отражении актуальных общественных проблем, пропущенных сквозь призму нравственного роста личности. Судьбу преданного делу современного человека, неразрывно связанного с жизнью общества, попытался показать Б. Эрдынеев в своей пьесе "Песнь изюбра".
Одной из самых распространенных жанровых разновидностей в бурятской драматургии является легкая развлекательная комедия. Лучшие произведения этого жанра - комедии "Сила любви" и "Дорога любви" Ш.-Н. Цыденжапова, "Черная борода" Б. Эрдынеева, "Волшебная дача" А. Ангархаева.
Именно со второй половины 60-х годов в бурятской поэзии расширяется круг тем, углубляется поэтическое мировоззрение, усиливается личностно-человеческое начало. Особенность поэзии данного периода характеризуется тем, что в ней представлено содружество поэтов нескольких поколений, которое привело к усилению лирического начала, обострению интереса к неодобряемым ранее критикой интимной и пейзажной лирике, пристальное внимание к современности, сопряженное с углубленным взглядом в историю своего народа. Также 60-80 годы - это установление творческих связей русских и бурятских писателей.

Развитие литературы в XX - начале XXI в.

     В результате социальных, политических катаклизмов в стране и республике литературная жизнь в Бурятии постепенно приходит в упадок. Изредка выходят в свет произведения, начатые или задуманные еще в советское время, которые при многих несомненных достоинствах в свете сегодняшнего дня сразу же оказались анахронизмом.
     Роман В. Корнакова "Время опадания листьев", завершающий его трилогию "В гольцах светает" был издан только в журнальном варианте. Романы М. Жигжитова "Год белой курицы" и М. Мельчакова "Свежун", повествующие о предреволюционных и революционных событиях, оказались невостребованными. Романы Д. Эрдынеева "Долг судьбы" и Д..-Д. Дугарова "Хангайская любовь", посвященные проблемам перестройки, также дальше журнального варианта не ушли.
     Исторический роман С. Норжимаева "Путем принуждения" не смог найти своего издателя.     Яркий талантливый роман В. Митыпова "Геологическая поэма", вышедший в Москве в 1985 г., посвященный сугубо научной проблеме, также не нашел своего читателя, ибо читатели озабочены проблемами.
      С середины 90-х годов перестали издаваться журналы "Байкал" и "Ласточка".
      Из крупных прозаических произведений рассматриваемого периода определенный интерес представляют исторические романы Ц.-Ж. Жимбиева "Белые птицы", В. Гармаева "Десятый рабджун" и повесть В. Сыренова "Река - крутые берега".
      В драматургии можно выделить драму Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева "Дамдин лама", М. Батоина "Этот разноликий мир", Б. Гаврилова "Где ты, страна Шамбала?", которые в постановке бурятского театра драмы стали частью своеобразного сценического триптиха "Колесо Сансары".
      В области поэзии рассматриваемого периода надо выделить творчество Л. Тапхаева, Г. Раднаевой и русскоязычного поэта Б. Дугарова, последние сборники которых продолжают и развивают лучшие традиции поэзии: гражданственность, философичность, синтез лирики и эпики, неустанный поиск новых идей и форм выражения.


      Мультфильм режиссера-мультипликатора Вячеслава Бурмистрова «У старостимудрость»создан на Свердловской киностудии по мотивам бурятских народных сказок. Очень мудрая сказка, напоминающая о том, что старость нужно почитать, будет полезна и детям, и взрослым зрителям.
                    Интервью на АТВ "О себе" Есугей Сындуев

СЛОВО

Давайте вспомним о прекрасном,

Пусть быт наш неуклюж и труден,

О суетном, о ежечасном

Давайте вспоминать не будем.


Поговорим же о высоком,

Как у поэтов лишь ведётся,

И слово вдохновенным током

От нас кругами разойдётся.


О нём, художественном слове,

Художественным словом скажем.

И целый мир, как будто внове

И ярче, встанет перед каждым.


Толкнётся сердце, вспомнив снова

То, что в себе оно открыло:

«В Начале, точно, было Слово...

И до Начала Слово было!»














      Виктория Рабжаева часть триптиха «Абай Гэсэр». Отдых воина. Холст, масло










    Прощание с волшебным конём Бэльгэном напоминает, как русские русские витязи прощались со своими конями / картина «Прощание Абая Гэсэра со своим конём Бэльгэном»
       Ссылка на интервью с молодой поэтессой Светланой Нестеревой в связи с изданием сборника стихов: https://minkultrb.ru/news/news/15277-poetessa-svetlana-nesterova-dala-intervyu-v-svyazi-s-izdaniem-sbornika-stikhov/
   Даширабдан Батожабай – известный бурятский писатель-прозаик, поэт, драматург, легендарный завлит Бурятского театра драмы.
«Детство Батожабая» - живой, лиричный спектакль по автобиографической повести писателя «Рассказы беспокойного Рабдана». Героями стали сам Батожабай, его родные, друзья детства, сокурсники по Бурят-Монгольскому музыкально-театральному училищу.

Энхэ Булат Батор

    Балдано Намжил Гармаевич, либретто для музыкальных спектаклей, написанные драматургом, пополнили фонд национальной классики — это оперы «Энхэ-Булат-батор», «Побратимы», балеты «Красавица Ангара», «Свет над долиной», «Сердце Гэсэра». В дни первой(1940) и второй (1959) Декад бурятской литературы и искусства в Москве оперы «Энхэ-Булат-Батор», «Побратимы», музыкальная драма «Эржен», балет «Красавица Ангара», поставленные по произведениям Н. Балдано, получили высокое признание общественности Москвы.
    Н. Балдано является автором сводного варианта и поэтической обработки бурятского героического эпоса «Гэсэр». По мотивам «Гэсэра» им написаны либретто балета «Сын земли», трехактная драма «Сердце Гэсэра».

Список базовых книг для ознакомления с бурятской литературой:


  • Нимбуев Н. Ш. «Стреноженные молнии»
  • Захарова С.А. «Жил - был король»
  • Шиханов М. М «Кедровое молоко»
  • Батожабай Д.О. «Похищенное счастье»
  • Калашников И.К. «Жестокий век»
  • Белоглазова Р.В. «Ритка»





Нимбуев Н.Ш. "Стреноженные молнии"

«Стреноженные молнии» — искренняя книга стихов о родном крае, ее природе и людях. В ней и серьезные раздумья молодого поэта о времени и людях. Душевная открытость лирического героя, полнота и непосредственность чувств, живописность поэтических образов – порождает горячий отклик у читателя. Это книга для молодежи. В ряде стихотворений передан строй чувств, переживаний поэта.







Захарова С.А. "Жил - был король"
Это сборник сказок для старшеклассников. «Грустная фея из Цветочной страны», «Копилка бессмертия», «Королевство справедливых», «Королева с Гончарной улицы.» Незатейливый сюжет, но сколько можно подчерпнуть из него... Как надо относиться к людям, природе, к самому себе...









Михаил Шиханов "Кедровое молоко"

       Эта книга составлена из литературного наследия замечательного бурятского поэта и писателя, из его раздумий над жизнью современников, наблюдений и тревожных мыслей о родном, отчем крае выражены ярко, наглядно, живописно.








Даширабдан Батожабай

"Похищенное счастье"

       События романа разворачиваются на рубеже XIX и XX веков в Бурятии и Монголии, в Китае и Японии, в Лондоне и Петербурге. Герои его — бурятская беднота, богачи-скотоводы, хунхузы-разбойники, революционеры, собирающиеся воедино в класс неимущих.


Исай Калашников "Жестокий век"

Произведение охватывает временной период от отца Тэмуджина Есугея до битвы на реке Калке. Будущему объединителю всех монголов - Чингисхану придется пройти немало дорог и преодолеть множество препятствий на пути расцвета своего улуса. Количеству интриг на этом пути позавидует Игра Престолов. Самому Тэмуджину предстоит внутренне поменяться, чтобы стать властителем монгольских степей. Здесь со всей остротой раскрыта внешняя и внутренняя борьба незаурядной личности с окружением. Могут ли у могущественного повелителя быть друзья? Основа преданности - страх или верность?









Раиса Белоглазова "Ритка"

Повесть рассказывает о трудной судьбе подростка Ритки Грачевой и её сверстниц, которые постепенно начинают осознавать настоящую ценность жизни, своё место в ней.






       Дамба Зодбич Жалсараев (1925 — 2002) — бурятский советский поэт, автор текста гимна Республики Бурятия.