Пять шагов к определению профориентации ребенка

29 августа 2021

Определение будущей профессии ребенка – очень важный и ответственный шаг. Некоторые думают, что при выборе профессии нужно опираться на то, что у ребенка получается делать лучше всего. Но это не так – нужно обращать внимание и на то, что нравится делать, к чему лежит душа. Часто случается так, что, взрослея, мы не можем найти «свое место». С чем это связано? Почему дети сталкиваются с трудностями в вопросе самореализации, несмотря на огромный спектр возможностей определения профориентации? Преподаватель гимназии «Альма-Матер», педагогпсихолог, Александр Николаевич Лоик, на консультации проекта «Родительские перемены» рассказал, как найти свою профессиональную сферу деятельности и каких ошибок стоит избегать как детям, так и родителям. 

Для начала нужно обратить внимание на дошкольную профориентацию, так как именно с раннего возраста дети начинают задумываться о том, кем они хотят стать, задают родителям вопросы, начинают проявлять интерес. На начальном этапе нужно рассказывать о профессиях, говорить, насколько важен труд, формировать у ребенка положительное отношение к физической или умственной активности.

Итак, первый шаг к определению профориентации ребенка - выполнение детьми маленьких обязанностей по дому. Именно это формирует у ребенка от 3 до 5 лет отношение к труду. Если мы, как взрослые, отрицательно относимся к труду, начинаем критиковать свою работу, то в сознании ребенка формируется негативный посыл, что может в дальнейшем вылиться в сложности при выборе сферы профессиональной деятельности. 

Основа для выбора будущей профессии ребенка – это игра. Включение взрослых в игровую среду не менее важно, ведь они могут помочь детям «попробовать» себя в разных сферах деятельности. При этом устроить игру нужно так, чтобы профессия была узнаваема. Все это дает ребенку информацию об окружающем мире и формирует любознательность. 

Второй шаг – сформировать правильное окружение. Очень многое зависит от того, какие программы существуют в детском саду, насколько воспитатели готовы заниматься развитием профессиональных способностей у детей. Учителя, начиная с первого класса и вплоть до 11, проводят классные часы, организуют экскурсии, рассказывают, каким образом школьные предметы связаны с той или иной профессией. Именно поэтому круг окружения детей в школе состоит, как правило, из учителей, которые должны заинтересовать ребенка в своем предмете и доказать тот факт, что каждый предмет важен для ребенка, поскольку помогает ему развиваться в различных сферах. 

Третий шаг – дать детям свободу выбора. Они должны принимать решения, основываясь на том, в какой профессии видят себя в будущем. На поступлении в вуз профориентация не заканчивается! Поэтому не стоит торопить ребенка с выбором – после поступления в вуз он также продолжает «искать себя» и самоидентифицироваться. В процессе обучения молодые люди продолжают определять, к чему у них есть склонности и интересы. Ребенок пытается определить, кем он является, основываясь на своем окружении.

Четвертый шаг – поддержка родителей, которая дает возможности для самоопределения. Именно родители приводят ребенка в кружки или секции, наблюдая, как он взрослеет, вместе с чем начинает нести ответственность за то, что он делает. Необходимо отмечать, что у ребенка получается хорошо, а с чем есть сложности, помогать доводить дело до конца, потому что это формирует устойчивую самооценку и позволяет более осознанно принимать решения.

На третьем этапе взросления, когда ребенок уже становится подростком, он имеет четкое представление о своих целях и ценностях, обращает внимание на мнение учителей, специалистов, психологов.

Пятый шаг – давать обратную связь о способностях ребенка, так как это является информацией для формирования цельного образа себя и понимания, куда двигаться дальше. Подросток с 12-13 лет задумывается о том, кем он хочет стать, какую пользу он хочет принести окружающим. По окончании 9 класса необходимо создать для себя образ пути, по которому пойдешь дальше, чтобы добиться цели. 

«Хочу-могу-надо»

В России существует общепринятая форма выбора профессии – она складывается из нескольких составляющих:

«Хочу» – это наши интересы, ценности, увлечения, склонности, мечты и желания. Именно наше «хочу» становится ориентиром, который определяет профессиональные стремления.

«Могу» – это профессиональные качества, которыми мы обладаем, физическое состояние нашего здоровья, конкретные знания и умения, которые мы получили – они являются базой, с помощью которой можно достичь успеха в той или иной деятельности. К примеру, во время обучения в школе у ребенка могут возникнуть сложности с физикой или математикой, но при этом он хочет стать инженером, то есть его «хочу» не совпадает с «могу» - что ему делать? Самое главное, чтобы ребенок получил поддержку, возможность совместно с родителями принять решение о том, какие действия и шаги помогут ему добиться своей цели.

Компонент «надо» – это потребность общества в той или иной профессии, то есть необходимо получить информацию о рынке труда, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей и так далее.

Можем ли мы, как родители, помочь ребенку выбрать профессию? Как соотнести интересы с профессией? С такими вопросами чаще всего обращаются к специалистам по профориентации. Ответ на первый вопрос утвердительный: родители могут помочь ребенку самоопределиться, например, обеспечить ребенка необходимыми ресурсами, создать комфортные условия для проживания и обучения. Что касается второго вопроса - нужно понять, какие науки – технические или гуманитарные, ребенок любит больше.

Что можно сделать родителю для принятия ребенком осознанного решения в профессиональном самоопределении? 

1. Если у ребенка нет положительного отношения к труду, то он ничего не достигнет. Сейчас дети осознают, что они могут жить хорошо, но что сделать для этого – не понимают, поэтому строят в голове нереалистичный план действий. Важно, чтобы дети начали принимать необходимость труда как элемента нравственных ценностей. Родители должны объяснить ребенку, что только через трудовую деятельность мы можем реализовать наши цели и возможности.

2. Нужно расширять знания и представления ребенка о мире профессий. Можно вместе ходить на экскурсии, обсуждать фильмы. Таким образом родители могут расширить диапазон принятия решений для ребенка.

3. Огромное количество различных кружков и занятий могут дать толчок для понимания себя, понимания того, какую деятельность ребенок выполняет хорошо, что у него получается, а что – нет.

4. Научить понимать себя. На начальном этапе дети не способны рефлексировать. Это навык, который формируется только с достижением определенного возраста. 

5. Можно обратиться к специалисту по профориентации и карьерному консультированию, который сможет на основе вашего психологического портрета подобрать профессию, которая подойдет именно вам.

Итак, как же все-таки помочь ребенку правильно выбрать профессию? Александр Николаевич резюмирует: очень важно опираться на интересы, цели и способности детей, стараться анализировать поведение ребенка и формировать у него положительное отношение к труду. 

Валентина Ридель, студентка СПбГУ,

практикант Центра