Петербургский этап проекта «Сельский учитель в большой России»

12 октября 2018

В большой России — около 140 тысяч сел и деревень. Во многих из них единственным культурным и образовательным центром является школа. Сельская школа.

Второй этап проекта «Сельский учитель в большой России» прошел с 1 по 4 октября 2018 года в Петербурге. К участию в программе были приглашены 30 победителей первого этапа проекта, конкурса педагогических эссе. На конкурс поступило 802 работы из 74 регионов России. Педагоги присылали свои творческие эссе, в которых размышляли о прошлом, настоящем и будущем сельской школы, делились своим педагогическим опытом.

 «И я, может быть впервые в своей жизни, понимаю, что я не просто держу за руку каждого своего ученика, а соединяю прошлое, настоящее и будущее своей Родины. Я, простой сельский учитель, не просто тружусь в системе российского образования, а служу будущему великой России. А это значит, что Я СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ!»

(из работы учителя начальных классов Лысенко Ольги Николаевны, ст. Северская Краснодарского края)

Среди участников проекта — учителя начальных классов, русского языка и литературы, физики и химии, иностранного языка, математики, учителя информатики и физкультуры… Многие из наших коллег ведут уроки по нескольким предметам, осваивая новые области знаний, чтобы и в самой маленькой сельской школе ребенок мог получить полноценное качественное образование.

«Очень хочется, чтобы деревенские дети тоже получили такое же хорошее образование как в городе. Сеять разумное доброе и вечное можно и в деревне, не только в городе. Поэтому мы решили остаться на селе, связать свою жизнь с малой родиной», — поделилась учительница русского языка и литературы из с. Раевский Республики Башкортостан Зулида Насимяновна Гареева.

За четыре дня в программе петербургского этапа проекта приняли участие более 100 человек, это и учителя сельских школ, и студенты РГПУ им. А. И. Герцена, и педагоги школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

  

Торжественное открытие проекта прошло в Голубом зале РГПУ им. А. И. Герцена. Поприветствовать участников пришли начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Валерий Николаевич Волков, заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Профсоюза образования, заслуженный учитель РФ Евгений Николаевич Романенков, член экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы, член экспертного совета национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» Сергей Петрович Попсуй. Прозвучало обращение Людмилы Васильевны Дудовой от лица Общественной палаты Российской Федерации и Ассоциации учителей литературы и русского языка.

На открытии руководитель проекта, директор АНО «ЦДПО — «Альфа-Диалог», профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена Елена Робертовна Ядровская представила сборник педагогических эссе учителей сельских школ, победителей и лауреатов конкурса. 108 работ составили сборник «Сельский учитель в большой России».

С приветственным словом к учителям обратился ректор Герценовского университета Сергей Игоревич Богданов. Он подчеркнул, что благодаря усилиям сельских педагогов — участников проекта — сохранится то, что определяет единство и успех нашей страны. «Многие из тех, кто учился в сельских школах, а потом — в Герценовском университете и других вузах Санкт-Петербурга, составили славу нашего города и России. И это ваша заслуга, коллеги».

Почетным гостем торжественного открытия стал ректор Горного университета, выпускник сельской школы Владимир Стефанович Литвиненко. Он отметил необходимость дальнейшего развития проекта «Сельский учитель в большой России» как центра поддержки сельской школы. «Главный патриот страны — тот, на которого можно положиться, — человек, имеющий свою часть земли. Значит, основная опора нашей экономики и государственности — сельский житель. Наличие школы и грамотных учителей позволяет сохранить село и продуктивно использовать его потенциал, поэтому я с радостью поддерживаю проект «Сельский учитель в большой России», — сказал В.С. Литвиненко.

Петербургский этап проекта объединил учителей из очень разных сельских школ России — больших и малых, находящихся рядом с крупными городами и расположенных в самых отдаленных уголках страны. Коллеги из Башкортостана, Татарстана, Северной Осетии — Алании, Удмуртии, Тамбовской области, Пермского края и других регионов смогли обменяться опытом, встретиться со студентами педагогического университета, посетить образовательные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

2 октября учителя сельских школ побывали в Президентском физико-математическом лицее № 239. Прошла встреча с директором ФМЛ Максимом Яковлевичем Пратусевичем, который рассказал о школе, о ее традициях, богатой истории. Участники проекта посетили уроки своих коллег, смогли обсудить профессиональные вопросы.

Какая сегодня сельская школа? В чем особенности преподавания в малокомплектной школе? Каким должен быть учитель сельской школы? — эти вопросы обсуждали на дискуссии «Сельский учитель: вчера, сегодня, завтра». С приветственным словом к участникам проекта обратилась декан филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена Наталья Леонидовна Шубина. Важно, что активное участие в работе дискуссии приняли студенты факультетов Герценовского университета — будущие учителя.

 «Если в деревне есть школа, то там живет и радость, и надежда, там размышляют о будущем, а не только вздыхают о прошедшем, там звенит детский смех и звучит мудрый голос учителя-наставника»

(из работы учителя литературы Ивановой Елены Сергеевны, г. Йошкар-Ола)

3 октября коллеги побывали в школе в деревне Ропша Ленинградской области. В Ропшинской общеобразовательной школе состоялся Всероссийский педагогический семинар «Современный образовательный процесс в сельской школе». В школе с очень богатой историей сейчас обучается 270 учеников. В школе уже долгое время работает историко-краеведческий музей «Ропша — наша маленькая Русь», одним из главных направлений внеурочной деятельности является краеведение. Интересно прошла встреча с директором Светланой Владимировной Разносчиковой, которая представила опыт школы. На наших коллег сильное впечатление произвело, конечно же, общение с учениками школы, которые с любовью рассказывали о своей школе, своей малой родине. На семинаре участников поприветствовали заместитель Главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район Спиридонова Надия Габдуловна, председатель Комитета по образованию Ломоносовского района Засухина Ирина Сергеевна.

Программа 4 октября прошла в ГБНОУ «Академия талантов». Сельские учителя побывали на экскурсии в Каменноостровском дворце, посетили мастер-классы. Так, к.филол.н. Алексей Иванович Дунев провел мастер-класс «Как мы говорим, или Речевой портрет учителя». О том, как на протяжении многих лет оставаться счастливым в учительской профессии, рассказала к.филол.н. Марина Анатольевна Бабурина. Д.пед.н. Елена Робертовна Ядровская поделилась с коллегами опытом организации исследовательской работы школьников.

После мастер-классов все участники собрались в парадном зале дворца на торжественное закрытие проекта.

Конечно, в Петербурге для участников проекта была организована культурная программа. Учителя побывали на обзорной экскурсии, посетили музей-квартиру А. С. Пушкина, провели вечер в Михайловском театре на балете «Ромео и Джульетта».

Участников поприветствовали петербургские писатели. От их имени поэт, прозаик, сельский учитель Алексей Иванович Дунев передал книги сельским учителям.

За четыре дня участники проекта познакомились с опытом образовательных организаций Петербурга и Ленинградской области, своих коллег из регионов страны.

«Вряд ли я отыщу в своей памяти проект более значимый, ориентированный на конкретный результат, на непосредственную профессиональную коммуникацию сельских учителей, чем «Сельский учитель в большой России».

(Краснов Эдуард Анатольевич, учитель географии, физкультуры, ОБЖ, с. Кременское Калужской области)

Организатор проекта — Автономная некоммерческая организация «Центр дополнительного профессионального образования — «Альфа-Диалог». Проект проходит при поддержке РГПУ им. А.И. Герцена и Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Выражаем признательность партнерам проекта: РГПУ им. А. И. Герцена, Ассоциации учителей литературы и русского языка, Фонду поддержки образования, Общероссийскому Профсоюзу образования, Президентскому физико-математическому лицею № 239, Академии талантов, Ропшинской общеобразовательной школе, гостинице «Кортъярд Марриотт Васильевский».

Благодарим за информационное освещение мероприятий проекта отдел информации и коммуникаций РГПУ им. А. И. Герцена в лице Костенко Н. Ю., Педагогические вести, 1 канал, Молодежное ТВ, учительскую Газету, Радио России, пресс-службу Горного, Ленинградское областное телевидение и др.

«Этот проект помог понять, что сельские учителя необходимы стране! О нас помнят, создают условия для нашего развития, поднятия имиджа!»

(Кулаева Галина Николаевна, учитель химии, с. Троицкое Моздокского р-на РСО-Алания)

«Мы не привыкли к такому вниманию, к такому почтению (в самом лучшем смысле этого слова). Огромное вам за это спасибо! Я лично вдруг со стороны взглянула на себя, на свой повседневный труд и почти согласилась с тем, что я, сельский учитель, действительно ключевая фигура в современном образовании».

(Келлер Елена Александровна, учитель начальных классов и английского языка, с. Индюк Туапсинского р-на, Краснодарский край)

Организаторы проекта выражают надежду на то, что проект «Сельский учитель в большой России» получит продолжение и станет ежегодным событием в жизни сельских учителей нашей страны.

Автор: Елена Казарикина