С 19 по 20 октября 2018 года в РГПУ им. А. И. Герцена состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Открытая методика 2018: в поисках утраченного или шаг в будущее?» (с международным участием).
Организаторами конференции выступила кафедра образовательных технологий в филологии ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена», АНО «ЦДПО — «Альфа-Диалог» и Научно-методический совет по преподаванию литературы и русского языка при ОО «АССУЛ». В этом году участниками конференции стали учителя школ, методисты, преподаватели вузов из Москвы, Томска, Санкт-Петербурга, Нижнего-Новгорода, Минска, Красноярска, Петрозаводска, Тюмени, Вологды, Гатчины, Самары, Йошкар-Олы, Курска, Уфы, Сургута, Электростали, Нижегородской области и Оренбурга, а также педагог-словесник из Испании.
В первый день конференции (19 октября) в первом корпусе РГПУ им. Герцена состоялось пленарное заседание. Вступительное слово взяла председатель научно-методического совета при ОО «АССУЛ», профессор кафедры образовательных технологий в филологии Елена Робертовна Ядровская с темой «Школьное образование в России: зарубежный ракурс».
На конференции коллеги торжественно поздравили Наталью Львовну Мишатину с присвоением ей нагрудного знака Правительства Санкт-Петербурга «ЗА ГУМАНИЗАЦИЮ ШКОЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».
Следующие доклады были представлены на пленарном заседании:
- Развитие традиций Петербургской методической школы в новой образовательной системе «Школа диалога». Воюшина Мария Павловна, доктор пед. наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. Герцена, Суворова Екатерина Павловна, доктор пед. наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе».
- Несостоявшийся диалог: литературоведение и школьное изучение литературы. Целикова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы РГГУ (Санкт-Петербург).
- Психологические вызовы методике преподавания литературы. Маранцман Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А. И. Герцена.
- Предметный учебник по литературе в информационно-образовательном пространстве. Антипова Алла Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета.
- Методология методики преподавания литературы: новое и забытое старое. Доманский Валерий Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры межкультурных коммуникаций ГУМРФ им. С. О. Макарова.
- Разумный консерватизм как условие сохранения урока литературы в образовательном пространстве. Ачкасова Галина Леонтьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы Курского государственного университета.
- Методическая лингвоконцептология как научное направление. Мишатина Наталья Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена.
- Идеи трансдисциплинарности и метапредметное обучение русскому языку в школе. Дроздова Ольга Евгеньевна, доктор педагогических наук, зав. лабораторией междис- циплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры методики преподавания русского языка МПГУ (Москва).
- Речевой портрет учителя как лингвистическая и как методическая проблема Дунев Алексей Иванович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена.
- Методическое наследие Людмилы Васильевны Шамрей. Кочетова Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы гимназии 433 Курортного района Санкт-Петербурга.
- Реализация методических идей Т. Г. Браже в образовательной практике. Брякова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета.
Второй день (20 октября) конференции прошел на Филологическом факультете РГПУ им. Герцена. Всего в этот день были представлены три секции:
- Новые ориентиры современного языкового образования
- Методики и технологии школьного литературного образования
- Развитие профессиональной компетентности педагога в новой социокультурной ситуации
Не только для педагогов, но и для студентов бакалавриата и магистратуры, посещение конференции оказалось интересным и полезным. Студентам и магистрантам довелось воочию увидеть ученых наших дней, познакомиться с педагогами из разных школ и городов нашей страны, получить массу советов и подсказок по своей будущей профессиональной деятельности. Мы, студенты, благодарим за такой опыт всех организаторов, участников и каждого, кто разделил с нами этот, не побоюсь сказать, праздник. Отдельные слова благодарности студентам филологического факультета РГПУ им. Герцена, которые помогали в организации «Открытой Методики 2018»: Магистры I курса: 1. Левинзон Наталья 2. Петрова Анна 3. Сидорова Полина 4. Якушкина Светана Бакалавры III курса: 1. Баранова Алена 2. Муратов Тимур 3. Орлова Анастасия
Текст: студентка I курса магистратуры РГПУ им. Герцена Бородина Юлия